Название статьи : __ _________________________Главная страница сайта_Статьи по эксплуатации и ремонту мотоциклаНаписать письмо Автору сайта

Горячая свеча для зимнего пуска

Часто причиной плохого пуска являются неполадки в системе зажигания. Начнем со свечей зажигания. В условиях зимней эксплуатации, как правило, снижается скорость движения, увеличивается время прогрева двигателя при работе с прикрытой воздушной заслонкой и уменьшается температура топливовоздушного заряда. Все это способствует интенсивному образованию нагара на юбочке изолятора свечи. При пуске холодного двигателя с такими свечами увеличивается вероятность смачивания нагара на изоляторе конденсатом топлива и, как следствие, их шунтирование и ухудшение пусковых качеств.

При правильно подобранной по калильному числу свече (рис. 1а, 1б) изолятор должен быть светло-коричневого или светло-серого цвета. Появление же черного матового нагара (рис. 1в) (если свеча вывернута из прогретого двигателя) чаще всего вызывается следующими причинами:

- слишком богатой регулировкой карбюратора на холостом ходу и малых нагрузках;
- недостаточной поверхностью юбочки изолятора для средних температурных режимов в данных условиях эксплуатации (у "холодной" свечи не происходит - самоочищения).

Рис.1. Изоляторы свечей:
а) свеча с платиновым электродом;
б) свеча SUPER с медным электродом;
в) слишком "холодная" свеча для зимнего пуска.

В этом случае необходимо проверить концентрацию СО при помощи газоанализатора (1-1,5%) на холостом ходу и, в случае необходимости, отрегулировать карбюратор. Если карбюратор отрегулирован правильно, то необходимо заменить свечу на более "горячую".

Рабочий температурный режим свечи зависит от поверхности изолятора, длины резьбы, способа охлаждения головки цилиндров (при воздушном охлаждении температура головки на 50-100 градусов выше, чем при жидкостном охлаждении), мощностных показателей двигателя.

При слишком высоком температурном режиме центрального электрода и изолятора (1000 градусов и выше) может начаться калильное зажигание, т.е. воспламенение смеси не от искры, а от раскаленных поверхностей свечи. Этот процесс неуправляемый - воспламенение происходит все раньше и раньше, в результате чего или сгорает свеча, или прогорает днище поршня (рис. 2). Калильное зажигание возникает на режимах высоких чисел оборотов и полных нагрузок. Например, навстречу машине, которая пошла на обгон, выезжает грузовик. В таких случаях водитель обычно включает пониженную передачу, переходя на режим, при котором как раз и возможно появление калильного зажигания. Для того, чтобы в высокооборотном двигателе сгорела свеча или прогорел поршень, достаточно всего 20-40 секунд. В случае прогара поршня мотор заклинивает, и шофер уже не в состоянии свернуть на обочину или в кювет. При калильном зажигании появляются глухие стуки, которые, как правило, не слышны из-за высокого уровня шума при большой скорости автомобиля. На 10-15% падает и мощность двигателя, что, впрочем, тоже замечается не сразу.

Рис.2. Поршень с днищем прогоревшим в результате калильного зажигания

Чтобы избежать калильного зажигания необходимо:
- не допускать слишком ранней установки зажигания;
- заливать бензин, соответствующий данному двигателю;
- следить за состоянием свечи.

Белый цвет изолятора указывает, что температурный режим на пределе, и в любой момент может начаться калильное зажигание. В этом случае необходимо поставить свечу с более высоким калильным числом.

У отечественных свечей калильное число определяется на специальной одноцилиндровой установке с наддувом. Давление наддува повышается до тех пор, пока не начнется калильное зажигание. При этом фиксируется среднее индикаторное давление цикла, которое и является калильным числом (11, 14, 17, 20, 23). Чем выше литровая мощность двигателя, чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть калильное число. Так, например, в двигатели с воздушным охлаждением и в двухтактные двигатели должны устанавливаться свечи с повышенным калильным числом.

Старая маркировка калильного числа свечей ряда зарубежных фирм производилась по времени (в секундах), после которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина примерно в 10 раз превышает показатель калильного числа отечественных свечей. В настоящее время большинство фирм обозначают калильное число чисто условно, что значительно затрудняет выбор свечей. Для того, чтобы облегчить эту задачу, в статье приведена таблица отечественных свечей и их аналогов производства ведущих зарубежных фирм.

Рис.3. Свечи с пологой температурной характеристикой:
а) свеча с медным электродом и жаростойким покрытием;
1 - медный центральный электрод;
2 - жаростойкое покрытие;
3 - юбочка изолятора;

б) свеча с платиновым электродом:
1 - платиновый центральный электрод;
2 - юбочка изолятора.

Учитывая, что условия работы свечей зимой и летом существенно отличаются, целесообразно иметь два комплекта свечей - для эксплуатации при повышенных температурах более "холодные", для зимы - более "горячие". В последние годы начали выпускаться свечи "Супертермоэластик" с более пологой температурной характеристикой в зависимости от нагрузки, что достигается выполнением центрального электрода (а иногда и боковых электродов) из меди, обеспечивающей лучший теплоотвод и снижающей их температуру. Конечно, часть электрода, расположенного в камере сгорания, покрывается жаростойким материалом (никель, хром и др.). Отечественные свечи в этом случае имеют в обозначении модели букву М, например, А17ДВРМ. Это свеча с резьбой М14х1,25 длиной 19 мм , выступающим из корпуса изолятором, резистором для подавления радиопомех и медным (с жаростойким покрытием) центральным электродом. Зарубежный аналог - WR7DC или WR7DP фирмы Бош. Последняя буква обозначает материал центрального электрода: С - медь, Р - платина, S - серебро. Свечи с медным (рис. 3а) или платиновым (рис. 3б) электродом одной марки с более пологой тепловой характеристикой заменяют две или три марки свечей старого типа. Поэтому данные свечи, как правило, не требуют замены в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Для исключения шунтирования свечей при попадании на них конденсата в изоляторе свечи располагался электрический подогреватель. Однако такие свечи распространения не получили. Ну, а если свечу при пуске "забросало", и на изолятор попал бензин, то обычно достаточно ее вынуть, прогреть спичкой или зажигалкой, и быстро ввернуть в головку цилиндра. При правильно отрегулированном карбюраторе и исправном двигателе при температуре до -20...-25 градусов С мотор должен запуститься.

Для удаления нагара не рекомендуется пользоваться пескоструйным аппаратом, так как при этом разрушается поверхность изолятора. Обычно достаточно перевернуть свечу, залить в нее растворитель или, в крайнем случае, чистый бензин и деревянной палочкой очистить нагар. Пескоструйный аппарат используется только для удаления отложений толстого слоя смолистого нагара или свинцовых отложений при длительной работе на этилированном бензине.

Для надежного зимнего пуска важно периодически проверять искровой промежуток цилиндрическим щупом. При проверке плоским щупом фактический зазор может оказаться завышенным.

СВЕЧИ С РЕЗЬБОЙ М14х1,25 ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (РФ) И ИХ ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ

Длина резьбы, мм

РФ

Аутолайт
Autolight

Беру
Beru

Бош
Bosch

Бриск
Brisk

АС Делько
AC Delco

Лодж
Lodg

12,7

A9H

 

 

W9AC

M45EF

 

CH

12,7

A11

416

14- 8 A

W9AC; W9AP

N19C

45F ; 43F

HBN; CNY

19

A11Д

395; 396

14- 9 C

W9CC; W9CP

L19C

45N; 44N

CLNY

12,7

A14

415; 425

14- 8 A ; 14-7 AU

W8AC; W8AP

N17C

44F ; M 45FF

HN; CNY

19

A14Д

394; 395

14- 8 C ; 14-7 CU

W8CC; W8CP

L15C

C 44XL

HL; HLN

19

А14ДВ

55; 56

14-8 DU

W8DC; W8DP

L15YC

42XLS

HL

12,7

A17B

274; 283

14-7 B; 14-7 BU

W7BC; W7BP

N15YC

C 42CFS; 42-6FS

H; HNY

19

A17Д

393

14- 7 C ; 14-7 CU

W7CC; W7CP

L15C

C 42XLS

HLN; HBLN

19

A17ДВ

63

14-7 D; 14-6 DU

W7D

L15YC

C 42XLS

2HLE; 15HLNY; 25HLNY

19

A17ДВРМ

 

14 R-7 DU

WR7DC; WR7DP

N14C;

 

 

12,7

A20

413

14-5 AU; 14- 5 A

W5AC; W5AP; W6AC

N15W

42F ; 430Z

2HN

12,7

A20B

273

14-5 BU; 14-5 B; 14-6 BU

W5BC; W5BP; W6BC; W6BP

N12YC; N14YC

C 42CFS

HF

19

A20Д

 

14- 5 C

W5CC; W5CP; W5CS

L14C

41-8XL; C 42N; 43XL

2HLN; HL

19

A20ДВ

55; 53

14-6 DU; 14-6 D1; 14-5 DU

W6DC; W6DP; W5DC

 

C41CXLS

2HLNY; HLNY

12,7

A23

 

14-4A; 14-5A; 14 Z-4 AU

W4AC; W4AP

N14C

A41CF; S 41F

3HN

12,7

A23B

 

14-5 B; RS 16; 14-5 BU

W5BP; W5BC

N12YC

 

HF

19

A23Д

 

14 Z-3 CU

W4CC; W5CC

 

 

3HLNY

19

A23ДВ

62

14-5 D1

W5DC; W5DP

 

41-2XLS

2HL; 25HL

12,7

A26

 

14-4 A1; 14-3 A1; 14 Z-3 AU

W3AC; W3AP; W3AS

N12W

40F ; 445Z

5H

19

A26Д

 

14-3 CS1

W3CC; W3CS; W3CP

L12W

 

5HLN

19

A26ДВ

 

14-3 DP2

W3DP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина резьбы, мм

РФ

Марелли
Marelli

Мотокрафт
Motocraft

НЖК
NGK

Дэнсо
Denso

Флэшпоинт
Flashpoint

Чемпион
Champion

12,7

A9H

 

 

B4H

 

 

H10

12,7

A11

CW3N; CW4N

AE 52; AE 62; AE 82; AE 6

B5HS

W14FR-U; W14F-U10

FP10; FP10C

L9G; L8C; L9J

19

A11Д

 

AG 5; AG 4C

BP4E; B5ES

W14ES

 

N8; N2

12,7

A14

CW3N; CW55N

AE 4X; AE 4C

B5HS

W16FS-U

FP11; FP11C

L7J; L288; L88A

19

A14Д

CW6L

AGS3CX; AG 3

B6ES

W16ES

 

N4C; N4; N5C

19

А14ДВ

CW6LP

AGS32C

BP5ES

W16EXU

 

N9Y; RN9Y; N11YC

12,7

A17B

CW6NP

AE-32; AE-22

BP6HS

W20FP-U

FP5C; FP5

L12Y; L87YC

19

A17Д

 

AG 2CX; AG2

B6ES

 

 

N7; N288; N5C

19

A17ДВ

CW78LP

AG 252C

BP6ES

W16EP

 

N4C; N88; N9Y; UN8Y

19

A17ДВРМ

 

 

BP6ES

W20EP; W16EP-U

FP2CR; FP3CR

 

12,7

A20

CW7N

AE 2C

B7HS

 

FP13; FP13C

L81; L6G; L82C

12,7

A20B

CW8NP

AER22C

BP7HS; BP6HS

W22FPR; W22FPR-U

 

L82YC

19

A20Д

CW7L

AG1

B7ES; B7EV

W20ES; W20ES-U

 

N4C; N3C; N3G

19

A20ДВ

CW7LP; CW78LP

AG12C

BP6ES; BP7ES

W22EP; W22EP-U

 

N6Y; N6YG

12,7

A23

 

 

B8HS

 

FP14; FP14C

L4J; L5; L82C

12,7

A23B

CW8NP

 

BP7HS; BP7HS10

 

FP15; FP15C

L82YG

19

A23Д

 

 

B7ES

W22EP-U

 

N3C; N6GY

19

A23ДВ

 

 

BP 7ES

W22EP

 

N7YC; N6YC

12,7

A26

 

AE901RAC

B 8HS; B 8HV

W22ES

 

L78; L3G; L82C

19

A26Д

CW9L; CWF11L

AC901RAC

B 9E; B 77EC; B 9EV

W22EC; W22ES; W24ES

 

N180B; N178B; N2C; N59G; N63Y; N84G

19

A26ДВ

 

 

 

 

 

 

 

. . . Конец . . .
Хостинг от uCoz